Наресуан Великий (Санпет II)

(1555/1556 — 25.04.1605)

Король Наресуан Великий запомнился неистовым противостоянием бирманцам. Для тайцев он в первую очередь герой-освободитель, и, к слову, один из самых почитаемых монархов. Его и без того драматичная история жизни окутана ореолом легенд, что лишь повышает градус любопытства к его персоне. Давайте же, по традиции, коротко и ёмко пройдёмся по основным этапам его биографии.

Предисловие

Как Вы понимаете, найти в 21 веке достоверную информацию о 16 веке сложно: исторические документы теряются и исчезают, а информация за давностью лет искажается. Некоторые из «сведений» находят подтверждение в тайских трудах 1910 года, тогда как другие легенды и вовсе датируются 1990-ми.

И хоть велика вероятность того, что это вымысел, на сегодня личность Наресуана Великого настолько срослась с этими легендами, что без них невозможно представить тайскую культуру: образы уже прочно закрепились в искусстве и народной памяти. Поэтому то, что имеет подтверждение в исторических хрониках 16-17 века, я буду писать обычным шрифтом, а то, что нет – курсивом.

Условия

География тех времён

Ни Таиланда, ни Сиама (как государства) тогда не существовало:

Карта Сиама в 16 веке
География ЮВА середины 16 века

Наресуан родился в государстве Аюттайя с одноимённой столицей, на северо-востоке королевства располагалась провинция Питсанулок. И если сегодня она лишь на 20 км. соприкасается границей с Лаосом, то в середине 16 века Питсанулок был форпостом королевства. На севере проходила граница с государством Ланна (ныне северный Таиланд), с востока вплотную примыкал Лансанг (будущий Лаос), с запада же от королевства Аюттайя находилась могущественная Бирма.

Действующие лица

Я постараюсь не перегружать повествование личностями, но если Вы всё же запутаетесь в тайских именах, этот список поможет быстро разобраться, о ком идёт речь. Транскрипцию буду давать тайскую, в особо запущенных (бирманских) случаях укажу, как могут быть искажены имена – может, Вы захотите самостоятельно углубиться в историю.

  • Маха Таммарача (с 1569 г. Санпет I) – отец Наресуана. Вообще изначально его звали Пиренторатеп, но позже титулы заместили имя, данное при рождении.
  • Наресуан Великий (с 1590 г. Санпет II) – герой повествования, он же Нарет и «чёрный принц».
  • Экатотсарот – младший брат Наресуана, «белый принц».
  • Супанкалая – старшая сестра Наресуана.
  • Буренгнонг – король Бирмы. В искажённой европейцами транскрипции: Байиннаунг.
  • Нанда Буренг – сын короля Бирмы (с 1581 г. король). В искажении: Нанда Байин.
  • Манкайо Чава – бирманский кронпринц, практически ровесник Наресуана, сын Нанды Буренга, внук Буренгнонга. Европеизированный вариант: Минчи(т) Сва.

Заложник королевских кровей

В своё время Маха Таммарача помог вернуть власть правившей в Аюттайе династии. В благодарность за это монарх пожаловал ему высокий титул – фактически он стал наместником короля в провинции Питсанулок. Поэтому первый наследник Махи Таммарачи, младенец Нарет, появился на свет во дворце захолустного Питсанулока. То ли в 1555, то ли в 1556 году (данные расходятся).

В 1558 г. армия Бирмы захватила королевство Ланна, а несколькими годами позже разыгрался конфликт и с Аюттайёй – бирманский король Буренгнонг прослышал о том, что в соседнем королевстве были обнаружены 4 (7?) белых слонов, и потребовал себе двух. Король Аюттайи отказал, что и стало предлогом для войны. Слоны слонами, но бирманцы жаждали заполучить соседние королевства, чтобы сделать их своими вассалами.

К 1563 г. бирманцы дошли до стен Питсанулока, отец Наресуана оказал решительное сопротивление. Но осада была долгой, продовольствие было на исходе, и в довершение всех бед в городе разразилась эпидемия оспы. Маха Таммарача был вынужден сдать город. В качестве гарантии преданности бирманский король потребовал отдать в заложники наследников наместника (Наресуана и его младшего брата Экатотсарота).

Не достигших и 10 лет братьев увезли в Бирму, там они жили при королевском дворе и обучались наряду с детьми высокопоставленных бирманцев, в том числе и военному делу.

Тем временем война докатилась и до столицы, Аюттайя пала, королю пришлось отдать Буренгнонгу всех своих белых слонов, и отправиться вместе со своим старшим сыном в Пегу (бирманскую столицу). Там король Аюттайи принял постриг в монахи.

С этого момента королей Аюттайи назначал король Бирмы. В 1569 г., когда понадобился очередной король, он нарёк Маху Таммарачу именем Санпет I и посадил на трон Аюттайи. После коронации Маха Таммарача попросил короля Бирмы вернуть ему сыновей. В обмен он обязался выдать за Буренгнонга свою старшую (и единственную) дочь. В этом же году Наресуан и Экатотсарот вернулись к отцу. Вскоре Наресуан был назначен наместником короля в Питсанулоке, а Супанкалая стала одной из ~50 младших жён старого бирманского короля.

Освободитель

Быть вассалом Бирмы в 16 веке значило не только пополнять её казну, отчисляя налоги, но и поддерживать её жажду экспансии на восток. По указаниям, исходившим из Бирмы, армия Аюттайи должна была покорять соседние королевства, а в случае восстаний – усмирять таких же вассалов.

В первых же походах Наресуан заметил, как сильно сиамская армия уступает по подготовке и по вооружению бирманской. И чёрный принц начал переформировывать армию.

Военные сражались всё лучше. В начале 1570-х армия Аюттайи смогла противостоять атаке камбоджийцев, дошедших до стен столицы – неприятелю пришлось повернуть назад. Через 5 лет, когда Наресуан по указанию Бирмы перебросил большую часть армии на северо-восток, с целью подчинить Лансанг (Лаос), Камбоджа опять напала, воспользовавшись моментом. В этот раз камбоджийцы даже не смогли дойти до столицы.

Империя Таунгу
Владения Бирмы при династии Таунгу в 1580 г.

В 1581 г. Буренгнонг скончался, и на престол Бирмы взошёл его сын – Нанда Буренг. В отличие от отца он не доверял Наресуану. Его беспокоили успехи чёрного принца на военном поприще. И когда в 1584 г. Наресуан задержался с переброской войск для подавления восстания в Бирме, Нанда Буренг, недолго думая, отдал приказ убить Наресуана во время предстоящей битвы. Генералы, назначенные исполнителями, были такими же вассалами, как и сиамцы. Они были недовольны жёсткостью бирманского правления, и поделились с Наресуаном деталями заговора. Тогда Наресуан созвал совет и объявил, что отныне Сиам разрывает отношения с бирманским государством.

Принц Наресуан
Символ этой легенды: кронпринц Наресуан выливает на землю воду из золочёного сосуда

Наступила череда казавшихся бесконечными сражений с целью восстановить независимость Аюттайи. С 1584 по 1590 гг. Наресуан отразил 4 наступления бирманцев, освободил захваченных в плен (а также переселённых) соотечественников и заручился поддержкой угнетаемых Бирмой королевств.

В 1590 г. Санпет I скончался, и Наресуан занял трон отца, получив имя Санпет II.

Освободив свою страну и закрепив контроль над западной границей, Наресуан Великий отправился на восток. Камбоджа после распада Кхмерской империи скатывалась всё больше в упадок, и сейчас её военные действия напоминали скорее набеги, целью которых было захватить и переселить к себе людей – так планировалось увеличить население.

Первая кампания против Камбоджи была проведена в 1591 г. И Наресуан бы продолжил действия на этом фронте, если бы не очередная атака со стороны Бирмы.

Легенда порождает легенду: сонгкрам юттахатти

Среди кровопролитных сражений с бирманцами выделяется следующий сюжет – в январе 1593, во время неравного боя (бирманские силы значительно превосходили сиамские) в провинции Супанбури, Наресуан Великий на боевом слоне оторвался от своих соратников и вошёл в гущу неприятеля. И быть бы беде, но он заметил скучающего под деревом Манкайо Чава, предводителя вражеских войск, и обратился к нему со словами: «Что же ты остаёшься в тени, сидя на своём слоне, брат? Почему бы нам не выйти и не сразиться за честь?»

Доподлинно неизвестно, сразил ли Наресуан кронпринца алебардой (на чём настаивают тайцы), и был ли вообще этот эпизод с «дуэлью» на слонах (хроники бирманской истории о нём умалчивают, лишь скупо замечая, что Манкайо Чава был убит снарядом). Тем не менее, этот сюжет лёг в основу многих тайских произведений искусства. И если речь идёт о битве на слонах (сонгкрам юттахатти) – то это именно об этом эпизоде:

Битва на слонах
Роспись в храме

К этой битве даже приурочен день армии Таиланда, его отмечают 18 января. Акцент  важности поединка на слонах время от времени смещается от обретения Сиамом полной независимости (со смертью Манкайо Чава) к неустрашимости и непобедимости тайцев (превосходящие силы противника, обращённые в бегство).

Супанкалая

Уже в 1990-х в историю битвы была вплетена нить «судьбы» старшей сестры Наресуана. Как Вы помните, за 20+ лет до битвы на слонах, Супанкалая вышла замуж за стареющего короля Буренгнонга. Если говорить о фактах –  на этом можно закончить. Супанкалая лишь мельком упоминается как в бирманских, так и в тайских исторических документах. И даже ни одного её портрета не сохранилось.

Дополнена её драматическая судьба была следующим содержанием: после смерти Буренгнонга в 1581 г, Супанкалая досталась «в наследство» его сыну, Нанде Буренгу, и стала уже его женой. Она родила 1-2 детей (цифры варьируются). И вот, в 1593 г, когда весть о том, что его сын, Манкайо Чава, был повержен королём Наресуаном, дошла до Нанды Буренга, он пришёл в неописуемую ярость, и забил до смерти Супанкалаю, которая на тот момент восьмой месяц носила под сердцем его ребёнка.

Также для создания ореола самопожертвования героини допускается оговорка, что не Маха Таммарача попросил вернуть сыновей, а Супанкалая обратилась к своему будущему мужу Буренгнонгу с просьбой отпустить братьев домой, ведь ей всё равно предстоит остаться в его гареме, что будет гарантией того, что Маха Таммарача никогда не пойдёт против бирманцев.

Великий завоеватель

После отражения бирманской атаки Наресуан Великий разделил армию на 4 колонны и отправил в наступление на Камбоджу с разных сторон. К 1594 г. король Камбоджи бежал в Лансанг, 90 000 жителей, включая принца и других высокопоставленных персон, были захвачены в плен и переселены на территорию Аюттайи под пристальное наблюдение.

Теперь Наресуан Великий держал курс только на наступление. Каждый житель Сиама горел желанием отплатить бирманцам той же монетой – сознавая, сколько раз бирманцы приходили, грабили королевство и уводили в плен людей.

К 1596 г. все бывшие вассалы Бирмы освободились от её контроля.

А в 1602 г. северное королевство Ланна стало платить дань уже Аюттайе. Правда, длилось это недолго – в 1605 г. Наресуан Великий умер, не оставив наследников, на трон взошёл его брат, и власть над Ланной потихоньку канула в лету.

Последние годы правления Наресуана вспоминаются сегодня как время наивысшего расцвета, когда Сиам обладал наибольшей территорией за весь период существования, а его слава гремела на весь регион.

Память о короле Наресуане

Даже если отбросить все домыслы и легенды, судьба Наресуана Великого в любом случае была весьма непростой – мальчик из провинции, прошедший через 6-летнюю изоляцию от родных, который стал полководцем-освободителем. Конечно, такой сюжет национальной истории не может оставить равнодушным, и я ещё не раз дам отсылку к этой статье по мере наполнения путеводителя по Таиланду – сегодня во многих тайских городах можно встретить памятники и святилища, посвящённые Наресуану.

25 апреля – официальный день памяти короля Наресуана (утверждён в 2005 г).

В 2007 г. в Таиланде был снят фильм из 6 частей «Легенда о короле Наресуане Великом» (The legend of king Naresuan the Great), и первые две даже можно найти в переводе на русский, остальные доступны на английском. Жанр определён как биографическая историческая драма. Также в 2017 г. был выпущен одноимённый сериал с тем же сюжетом.

Фрегат
Фрегат Наресуан

Наресуан и бойцовые петухи

Очень часто рядом с памятниками Наресуана Великого можно встретить статуэтки петухов, одни — яркие, другие — выцветшие под нещадно палящим тайским солнцем. И их настолько много, что просто невозможно не обратить внимание. По этому случаю существует ещё одна легенда. Или быль.

Петушиные бои в те времена были вполне обычной забавой, особенно для состоятельных людей. И у молодого принца Наресуана, пока он жил в Бирме, тоже была своя птица. Как-то бирманский принц поставил своего петуха против боевой птицы Наресуана. Конечно, при всех обстоятельствах и в разговорах подростков мелькала геополитика. Посему биться петухам предстояло (в шутку) за то, чтобы увеличить подати, взимаемые с Аюттайи, либо за то, чтобы Бирма оставила Аюттайю в покое, хотя бы лет на 30.

К удивлению бирманских королевичей бой выиграл петух Наресуана. Тогда один из них презрительно сказал:

— Вы только посмотрите на этого ободранного победителя-пленника!..

— Этот петушок, хоть и пленник, может сражаться не только за поставленные на него деньги, но и за королевства. – Парировал Наресуан.

Сегодня петух в Таиланде стал символом не только храбрости и отваги, но и свободы — первой небольшой победы Наресуана над бирманцами. Суеверные тайцы (особенно бойцы муай тай) зачастую приходят к памятникам почитаемого монарха, чтобы попросить удачи в достижении целей и крепости духа для победы, а если всё загаданное свершилось – они приносят очередного петушка к монументу. Говорят, популярности этого ритуала поспособствовал вышедший в 2007 г. фильм.

Памятник королю Наресуану
Памятник королю Наресуану в Ча Аме

Источник фото без водяного знака — Википедия. Авторы: Alert5, Mixvasuvadh, Hdamm.

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 5
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: