Городской транспорт в Таиланде
Эта глава о часто встречающихся видах городского транспорта в Таиланде, информация, общая для всей страны, поэтому уникальный транспорт (как метро в Бангкоке) здесь рассмотрен не будет. Информацию о специфике транспорта в конкретном населённом пункте (если она весомо отличается от изложенной ниже), читайте в разделе «Инфраструктура» интересующего Вас города/провинции. О междугороднем транспорте – здесь. Для быстрой навигации по статье –
Содержание
Сонгтэо
Ударение на «э». Иначе говоря – двухрядка (в кузове установлены 2 лавки вдоль бортов). Это довольно распространённый общественный транспорт в Таиланде, который Вы не встретите разве что в Бангкоке и там, где вообще нет общественного транспорта.
Принцип работы сонгтэо:
1. Городская маршрутка (в Паттайе – синего цвета). Следует по конкретному маршруту, но не всегда по тому, который Вы ожидаете. Даже если неоднократно ими пользовались.
2. Пригородная маршрутка (в Паттайе — белая).
3. Внаём (как такси). Если водитель уже везёт более 2х человек, то он откажется от частного рейса. В остальном – любые капризы за Ваши деньги. Можно хоть из Паттайи до Бангкока нанять.
Алгоритм использования сонгтео как общественного транспорта
— Поднимаете руку (останавливать его можно в любом месте).
— Как только сонгтеу остановилось, залезаете в кузов (оплата проезда при выходе).
— Едете. Желательно приготовить мелкие деньги (до 100 б), в идеале под расчёт.
— Чтобы попросить остановку, нажимаете на один из звонков, установленных на боковых стойках (они расположены ближе к крыше), либо на самой крыше (примерно посередине – один ближе к кабине, другой – к подножке). Присмотрите их заранее, чтобы Вас не увезли дальше, чем нужно. Если Вы нажимаете и не слышите сигнал – возможно, звонок тихий, но если водитель не замедляет ход – скорее всего, звонок не работает, ищите другой, там их обычно много. Если все не работают (это большая редкость, но всё же), стучите в кабину водителю или покажите ближесидящим пассажирам, чтобы они постучали.
— После того, как сонгтэо остановилось, подходите к кабине (со стороны тротуара, не выскакивайте на проезжую часть!) и оплачиваете проезд водителю либо тому, кто рядом с ним в кабине.
Нюансы использования сонгтэо
Если Вы остановили пустое сонгтэо и решили уточнить маршрут следования, водитель может решить, что Вы хотите взять сонгтэу внаём. Поэтому если у Вас нет этих намерений, уточняйте после маршрута стоимость поездки. Либо ничего не спрашивая, лезьте в кузов. Я предпочитаю второй вариант и полагаюсь на случай, либо уточняю уже у пассажиров-тайцев.
Отсюда вытекает следующий момент (сталкивался с этим в Паттайе): есть сонгтэо, которые хотят подвозить иностранцев в частном порядке, но не хотят работать как общественный транспорт. Если Вы такое остановите, и пойдёте в сторону кузова (откуда ж понять, маршрутка это или нет) – не успеете поднять ногу, оно уедет.
Если в «салоне» нет мест, можно прокатиться на подножке, но делаете Вы это на свой страх и риск. Стоять в самой маршрутке не получится из-за недостаточной высоты потолка. Также Вы можете отказаться от поездки, если остановили сонгтэо, а там только стоячие места – просто махните рукой водителю, чтобы он уезжал.
Сонгтэо удобно нанимать, если Вы путешествуете большой компанией (на лавках умещается от 10 человек) и при этом Ваша гостиница находится на расстоянии от общественных маршрутов (как пример: холм Пратамнак в Паттайе, береговые отели).
Если Вы голосовали, а сонгтэо не остановилось, здесь возможны минимум 3 причины:
- сонгтэо переполнено
- сонгтэо взяли внаём и оно везёт пассажиров как такси
- сонгтэо пустое – водитель закончил рабочий день и едет по своим делам.
Минусы сонгтэо – Вас может подмочить ливень, а в Сонгкран (тайский новый год) Вас обольют водой уже намеренно. Как-то угораздило моё сонгтэо встать в пробку в Сонгкран, да ещё в Районге, где иностранцы – редкость. В гостиницу я прибыл с перемазанным мелом лицом и настолько мокрым, что даже в кроссовках хлюпала вода. Зато 100%-ное погружение в культуру и традиции.
Мототакси в Таиланде
Я бы условно разделил на 2 вида:
а) Мотоциклы/мопеды (мотосай)
Самый быстрый вид передвижения. В пробках проползают мимо машин, проезжают по тротуарам и т.д. Самые отчаянные в этом плане – бангкокские мототаксисты. Если есть выбор, я стараюсь воспользоваться другими видами транспорта. Просто бывают ситуации, когда это единственный вид транспорта, который действительно едет.
Я уже обладаю ярлыком «crazy Russian» от моего приятеля-филиппинца, истошно оравшего в моё ухо всю поездку, что он не хочет умирать. А я что? Всего лишь нашёл наиболее эффективное решение проблемы по перемещению в час пик. Так что решайте сами, готовы Вы довериться пилоту или нет. Если нет – то рисковать не стоит.
По правилам мототаксисты должны выдавать шлем и перевозить не более одного пассажира. По факту перевозят и двух немаленьких мужиков, а шлемов на всех не хватает. Отличить мототаксистов можно по фирменным жилеткам (они бывают разного цвета).
В интернете я видел вроде как официальный прайс, но, честно говоря, ни разу не видел его вживую. Обычно называешь направление мотоциклисту, а он говорит, сколько возьмёт. Дальше – торг. В принципе, суммы они называют довольно разумные (что в Бангкоке, что в Паттайе). Но, говорят, что в туристических местах мототаксисты их всегда завышают.
б) Мотоциклы/мопеды с «пристройкой»
Это антипод предыдущей категории, некоторые из этих транспортных средств едут не намного быстрее пешехода. Они характерны для небольших городов и сельской местности.
Как и в случае с сонгтэо, ни в одном из видов мототакси Вы не будете полноценно защищены от дождя.
Тук-тук (моторикша)
Туктуки водят, наверное, самые ушлые таксисты в Таиланде. Наряду с Бангкоком Вы их встретите в некоторых других городах. Что бы где ни писали – ничего романтичного в этом виде транспорта нет:
- низкая загибающаяся крыша ограничивает обзор,
- в дождь она не спасает от промокания,
- а в пробке Вас ожидает чудный аромат бензина со всех сторон.
При всём при этом стоимость поездки в бангкокском туктуке выше, чем в кондиционированном такси с гарантированно хорошим обзором (как в любой легковушке).
В Бангкоке к Вам может подойти туктукер и предложить поездку за 10 б., куда бы Вы ни захотели. Не соглашайтесь! Скупой платит дважды. Да, он действительно возьмёт с Вас только 10 б. Но прежде чем доставить Вас в место назначения (будь оно хоть в двух кварталах), он завезёт Вас в турагентство, где Вам попредлагают отели и экскурсии, потом в ателье, где к Вам будут приставать с пошивом костюма, и Бог знает куда ещё. Всё очень просто: за привезённого клиента он получает комиссию (деньгами либо бензином). За сэкономленные 50-100 б. Вы лишитесь до двух часов времени.
Велорикша (самло)
Самлò – тайское название. Встречаются велорикши, в основном, в небольших городах. Честно говоря, я не уверен, быстрее ехать на велорикше или идти пешком. Тем не менее, в Канчанабури тайский дедушка упёрто вёз нас, двух пассажиров с чемоданом и сумкой. Я, честно говоря, и не знал на чём поеду, пока он нас не привёл к своему транспортному средству. Что ж делать, раз на приятную цену я уже согласился? Тащить багаж по жаре не хотелось, да и старика жалко – такое рвение к работе, а потенциальные пассажиры уже разошлись.
Такси
Бангкокское такси по праву считается одним из лучших в мире – вежливые и толерантные водители (хоть целуйтесь с кем угодно на заднем сиденье), низкая стоимость и наличие кондиционера посреди тайской духоты. Такси Бангкока работают по счётчику при поездке внутри города, и за фиксированную сумму, если речь о междугородней поездке или крайне невыгодном маршруте.
Тариф такси в Бангкоке
Строится так: посадка – 35 б. (первый километр включён в них), 2 б. за каждые 400 м. + 1,5 б. за каждую минуту ожидания в пробке (сюда входит движение со скоростью ниже 6 км/ч). Помимо этого Вы оплачиваете проезд по платным дорогам, +20 б. при заказе такси по телефону, а при посадке в аэропорту – надбавка 50 б. Все надбавки на счётчике НЕ отображаются и оплачиваются сверх суммы на счётчике.
Если уж совсем вдаваться в детали, стоимость за километраж по превышении 12 км. увеличивается на 0,5 б/км. Так же последовательно стоимость увеличивается ещё на 0,5 б/км по прохождении рубежей в 20 и 40 км., на 1 б/км после 60 км. И превращается в 8,5 б/км после 80 км. против изначальных 5 б/км.
Особенности тайского такси
Таксист может отказать Вам, если:
- он не знает, как доехать
- на маршруте много пробок
- маршрут заканчивается там, где он гарантированно не найдёт пассажиров
В последних двух случаях таксист может предложить Вам фиксированную сумму. Этим грешат таксисты рядом с улицей Као Сан в Бангкоке – много туристов, зачем везти по счётчику, когда может найтись более выгодный пассажир? Если Вы договорились ехать по счётчику, проследите, чтобы таксист его сразу включил (для пущего спокойствия).
Бóльшую часть автопарка составляют небольшие разноцветные Тойоты с надписью «TAXI-METER» на крыше. Есть и более вместительные машины (вплоть до лимузинов), но их придётся поискать, либо заказывать заранее через ресепшн гостиницы (тут 2 варианта – либо в гостинице предложат свой, обычно более дорогой вариант, либо сотрудник ресепшена позвонит с Вашего телефона в любую таксомоторную компанию города и сделает заказ от Вашего имени).
Не стесняйтесь ловить бангкокское такси в других городах: водитель может отвезти Вас по счётчику, если ему по пути.
Своё такси есть в Паттайе, но я им так ни разу и не воспользовался – оно дороже бангкокского + его отлично замещают сонгтэу.
Городские автобусы в Таиланде
Честно говоря, с ними сам чёрт ногу сломит. Учитывая, дешевизну другого городского транспорта и то, что бòльшая часть автобусов без кондиционера – Вы уверены, что игра стоит свеч? Если Вы хотите испытать этот квест, в Бангкоке Вам помогут Гугль Карты, которые строят маршруты не хуже, чем в Петербурге.
Водный транспорт в городах Таиланда
В городах Таиланда часто встречаются паромные переправы. Двухпалубные кораблики (например, из Паттайи на остров Лан) я бы отнёс к междугороднему транспорту. А вот длиннохвостые лодки, перевозящие через реку, как раз типичный пример. Можно воспользоваться такой лодкой по фиксированной цене, дождавшись, когда лодочник сочтёт правильным отчалить. А можно заплатить за то, чтобы не ждать.
Водный транспорт можно использовать как такси по водному маршруту и в экскурсионных целях. Лучше всего городской водный транспорт развит в Бангкоке, где есть даже речные маршрутки.
Частный транспорт
Специально выделяю такую категорию – если Вы в небольшом населённом пункте, и Вам проще заказать транспорт для экскурсии и т.п. через ресепшн, будьте готовы к чему угодно. Человеческая смекалка безгранична. Это может быть:
- Недо-сонгтэо – та же самая двухрядка, только с низкой крышей, из-за чего при среднем росте придётся сидеть в три погибели.
- Неплохой микроавтобус.
- Бог знает, что ещё, способное на перевозку.