Городской транспорт в Таиланде

Эта глава о часто встречающихся видах городского транспорта в Таиланде, информация, общая для всей страны, поэтому уникальный транспорт (как метро в Бангкоке) здесь рассмотрен не будет. Информацию о специфике транспорта в конкретном населённом пункте (если она весомо отличается от изложенной ниже), читайте в разделе «Инфраструктура» интересующего Вас города/провинции. О междугороднем транспорте – здесь. Для быстрой навигации по статье –

Содержание

  1. Сонгтэо
  2. Мототакси
  3. Тук-туки
  4. Велорикша
  5. Такси
  6. Автобусы
  7. Водный транспорт
  8. Частный транспорт

Сонгтэо

Ударение на «э». Иначе говоря – двухрядка (в кузове установлены 2 лавки вдоль бортов). Это довольно распространённый общественный транспорт в Таиланде, который Вы не встретите разве что в Бангкоке и там, где вообще нет общественного транспорта.

Сонгтэо, маршрутка
Сонгтэо в Накхонратчасиме

Принцип работы сонгтэо:

1. Городская маршрутка (в Паттайе – синего цвета). Следует по конкретному маршруту, но не всегда по тому, который Вы ожидаете. Даже если неоднократно ими пользовались.

2. Пригородная маршрутка (в Паттайе — белая).

3. Внаём (как такси). Если водитель уже везёт более 2х человек, то он откажется от частного рейса. В остальном – любые капризы за Ваши деньги. Можно хоть из Паттайи до Бангкока нанять.

Алгоритм использования сонгтео как общественного транспорта

Поднимаете руку (останавливать его можно в любом месте).

— Как только сонгтеу остановилось, залезаете в кузов (оплата проезда при выходе).

Едете. Желательно приготовить мелкие деньги (до 100 б), в идеале под расчёт.

— Чтобы попросить остановку, нажимаете на один из звонков, установленных на боковых стойках (они расположены ближе к крыше), либо на самой крыше (примерно посередине – один ближе к кабине, другой – к подножке). Присмотрите их заранее, чтобы Вас не увезли дальше, чем нужно. Если Вы нажимаете и не слышите сигнал – возможно, звонок тихий, но если водитель не замедляет ход – скорее всего, звонок не работает, ищите другой, там их обычно много. Если все не работают (это большая редкость, но всё же), стучите в кабину водителю или покажите ближесидящим пассажирам, чтобы они постучали.

— После того, как сонгтэо остановилось, подходите к кабине (со стороны тротуара, не выскакивайте на проезжую часть!) и оплачиваете проезд водителю либо тому, кто рядом с ним в кабине.

Нюансы использования сонгтэо

Если Вы остановили пустое сонгтэо и решили уточнить маршрут следования, водитель может решить, что Вы хотите взять сонгтэу внаём. Поэтому если у Вас нет этих намерений, уточняйте после маршрута стоимость поездки. Либо ничего не спрашивая, лезьте в кузов. Я предпочитаю второй вариант и полагаюсь на случай, либо уточняю уже у пассажиров-тайцев.

Отсюда вытекает следующий момент (сталкивался с этим в Паттайе): есть сонгтэо, которые хотят подвозить иностранцев в частном порядке, но не хотят работать как общественный транспорт. Если Вы такое остановите, и пойдёте в сторону кузова (откуда ж понять, маршрутка это или нет) – не успеете поднять ногу, оно уедет.

Если в «салоне» нет мест, можно прокатиться на подножке, но делаете Вы это на свой страх и риск. Стоять в самой маршрутке не получится из-за недостаточной высоты потолка. Также Вы можете отказаться от поездки, если остановили сонгтэо, а там только стоячие места – просто махните рукой водителю, чтобы он уезжал.

Переполненное сонгтэо
Далеко не у всех сонгтэо подножки надёжно закреплены, а главная опасность — это ДТП с ударом сонгтэо сзади, но зато здесь самое обдуваемое место

Сонгтэо удобно нанимать, если Вы путешествуете большой компанией (на лавках умещается от 10 человек) и при этом Ваша гостиница находится на расстоянии от общественных маршрутов (как пример: холм Пратамнак в Паттайе, береговые отели).

Если Вы голосовали, а сонгтэо не остановилось, здесь возможны минимум 3 причины:

  • сонгтэо переполнено
  • сонгтэо взяли внаём и оно везёт пассажиров как такси
  • сонгтэо пустое – водитель закончил рабочий день и едет по своим делам.

Минусы сонгтэо – Вас может подмочить ливень, а в Сонгкран (тайский новый год) Вас обольют водой уже намеренно. Как-то угораздило моё сонгтэо встать в пробку в Сонгкран, да ещё в Районге, где иностранцы – редкость. В гостиницу я прибыл с перемазанным мелом лицом и настолько мокрым, что даже в кроссовках хлюпала вода. Зато 100%-ное погружение в культуру и традиции.

Мототакси в Таиланде

Я бы условно разделил на 2 вида:

а) Мотоциклы/мопеды (мотосай)

Самый быстрый вид передвижения. В пробках проползают мимо машин, проезжают по тротуарам и т.д. Самые отчаянные в этом плане – бангкокские мототаксисты. Если есть выбор, я стараюсь воспользоваться другими видами транспорта. Просто бывают ситуации, когда это единственный вид транспорта, который действительно едет.

Я уже обладаю ярлыком «crazy Russian» от моего приятеля-филиппинца, истошно оравшего в моё ухо всю поездку, что он не хочет умирать. А я что? Всего лишь нашёл наиболее эффективное решение проблемы по перемещению в час пик. Так что решайте сами, готовы Вы довериться пилоту или нет. Если нет – то рисковать не стоит.

Мотоциклисты всегда пролезают вперёд
На светофоре мотоциклисты неизменно пролезают вперёд

По правилам мототаксисты должны выдавать шлем и перевозить не более одного пассажира. По факту перевозят и двух немаленьких мужиков, а шлемов на всех не хватает. Отличить мототаксистов можно по фирменным жилеткам (они бывают разного цвета).

В интернете я видел вроде как официальный прайс, но, честно говоря, ни разу не видел его вживую. Обычно называешь направление мотоциклисту, а он говорит, сколько возьмёт. Дальше – торг. В принципе, суммы они называют довольно разумные (что в Бангкоке, что в Паттайе). Но, говорят, что в туристических местах мототаксисты их всегда завышают.

Группа мототаксистов в оранжевых жилетках
Группа мототаксистов в оранжевых жилетках на улице Бангкока (с виду обычные люди, по факту — сорвиголовы)

б) Мотоциклы/мопеды с «пристройкой»

Это антипод предыдущей категории, некоторые из этих транспортных средств едут не намного быстрее пешехода. Они характерны для небольших городов и сельской местности.

Как и в случае с сонгтэо, ни в одном из видов мототакси Вы не будете полноценно защищены от дождя.

Тук-тук (моторикша)

Туктуки водят, наверное, самые ушлые таксисты в Таиланде. Наряду с Бангкоком Вы их встретите в некоторых других городах. Что бы где ни писали – ничего романтичного в этом виде транспорта нет:

  • низкая загибающаяся крыша ограничивает обзор,
  • в дождь она не спасает от промокания,
  • а в пробке Вас ожидает чудный аромат бензина со всех сторон.

При всём при этом стоимость поездки в бангкокском туктуке выше, чем в кондиционированном такси с гарантированно хорошим обзором (как в любой легковушке).

В Бангкоке к Вам может подойти туктукер и предложить поездку за 10 б., куда бы Вы ни захотели. Не соглашайтесь! Скупой платит дважды. Да, он действительно возьмёт с Вас только 10 б. Но прежде чем доставить Вас в место назначения (будь оно хоть в двух кварталах), он завезёт Вас в турагентство, где Вам попредлагают отели и экскурсии, потом в ателье, где к Вам будут приставать с пошивом костюма, и Бог знает куда ещё. Всё очень просто: за привезённого клиента он получает комиссию (деньгами либо бензином). За сэкономленные 50-100 б. Вы лишитесь до двух часов времени.

Велорикша (самло)

Самлò – тайское название. Встречаются велорикши, в основном, в небольших городах. Честно говоря, я не уверен, быстрее ехать на велорикше или идти пешком. Тем не менее, в Канчанабури тайский дедушка упёрто вёз нас, двух пассажиров с чемоданом и сумкой. Я, честно говоря, и не знал на чём поеду, пока он нас не привёл к своему транспортному средству. Что ж делать, раз на приятную цену я уже согласился? Тащить багаж по жаре не хотелось, да и старика жалко – такое рвение к работе, а потенциальные пассажиры уже разошлись.

Велотакси (самло)
Велотакси в Таиланде отживает свой век, этот экземпляр установлен как экспонат в одном из отелей Ко Чанга

Такси

Бангкокское такси по праву считается одним из лучших в мире – вежливые и толерантные водители (хоть целуйтесь с кем угодно на заднем сиденье), низкая стоимость и наличие кондиционера посреди тайской духоты. Такси Бангкока работают по счётчику при поездке внутри города, и за фиксированную сумму, если речь о междугородней поездке или крайне невыгодном маршруте.

Бангкокские такси
Такси Бангкока, позитивно яркие и с надписью на всю крышу

Тариф такси в Бангкоке

Строится так: посадка – 35 б. (первый километр включён в них), 2 б. за каждые 400 м. + 1,5 б. за каждую минуту ожидания в пробке (сюда входит движение со скоростью ниже 6 км/ч). Помимо этого Вы оплачиваете проезд по платным дорогам, +20 б. при заказе такси по телефону, а при посадке в аэропорту – надбавка 50 б. Все надбавки на счётчике НЕ отображаются и оплачиваются сверх суммы на счётчике.

Если уж совсем вдаваться в детали, стоимость за километраж по превышении 12 км. увеличивается на 0,5 б/км. Так же последовательно стоимость увеличивается ещё на 0,5 б/км по прохождении рубежей в 20 и 40 км., на 1 б/км после 60 км. И превращается в 8,5 б/км после 80 км. против изначальных 5 б/км.

Счётчик такси
Счётчик бангкокского такси: 4 — минуты, проведённые в пробке; 2,3 — пройденные километры; 51 — стоимость поездки в батах

Особенности тайского такси

Таксист может отказать Вам, если:

  • он не знает, как доехать
  • на маршруте много пробок
  • маршрут заканчивается там, где он гарантированно не найдёт пассажиров

В последних двух случаях таксист может предложить Вам фиксированную сумму. Этим грешат таксисты рядом с улицей Као Сан в Бангкоке – много туристов, зачем везти по счётчику, когда может найтись более выгодный пассажир? Если Вы договорились ехать по счётчику, проследите, чтобы таксист его сразу включил (для пущего спокойствия).

Свободное такси
В свободном такси горит красный огонёк

Бóльшую часть автопарка составляют небольшие разноцветные Тойоты с надписью «TAXI-METER» на крыше. Есть и более вместительные машины (вплоть до лимузинов), но их придётся поискать, либо заказывать заранее через ресепшн гостиницы (тут 2 варианта – либо в гостинице предложат свой, обычно более дорогой вариант, либо сотрудник ресепшена позвонит с Вашего телефона в любую таксомоторную компанию города и сделает заказ от Вашего имени).

Не стесняйтесь ловить бангкокское такси в других городах: водитель может отвезти Вас по счётчику, если ему по пути.

Своё такси есть в Паттайе, но я им так ни разу и не воспользовался – оно дороже бангкокского + его отлично замещают сонгтэу.

Городские автобусы в Таиланде

Честно говоря, с ними сам чёрт ногу сломит. Учитывая, дешевизну другого городского транспорта и то, что бòльшая часть автобусов без кондиционера – Вы уверены, что игра стоит свеч? Если Вы хотите испытать этот квест, в Бангкоке Вам помогут Гугль Карты, которые строят маршруты не хуже, чем в Петербурге.

Городской автобус с открытыми дверьми
В некондиционированных автобусах настолько жарко, что иногда водители возят пассажиров с открытыми дверьми в нарушение правил безопасности. Открытые окна не спасают

Тайский рейсовый городской автобус

Водный транспорт в городах Таиланда

В городах Таиланда часто встречаются паромные переправы. Двухпалубные кораблики (например, из Паттайи на остров Лан) я бы отнёс к междугороднему транспорту. А вот длиннохвостые лодки, перевозящие через реку, как раз типичный пример. Можно воспользоваться такой лодкой по фиксированной цене, дождавшись, когда лодочник сочтёт правильным отчалить. А можно заплатить за то, чтобы не ждать.

Водный транспорт можно использовать как такси по водному маршруту и в экскурсионных целях. Лучше всего городской водный транспорт развит в Бангкоке, где есть даже речные маршрутки.

Лодки-паромы
Эти утлые судёнышки курсируют в качестве паромной переправы через Чао Прайю (Бангкок), конечно, в столице есть и более габаритные паромные переправы
Речная маршрутка
А вот бангкокская речная маршрутка довольно вместительное судно, про них я расскажу в отдельной статье о специфике транспорта Бангкока

Частный транспорт

Специально выделяю такую категорию – если Вы в небольшом населённом пункте, и Вам проще заказать транспорт для экскурсии и т.п. через ресепшн, будьте готовы к чему угодно. Человеческая смекалка безгранична. Это может быть:

  • Недо-сонгтэо – та же самая двухрядка, только с низкой крышей, из-за чего при среднем росте придётся сидеть в три погибели.
  • Неплохой микроавтобус.
  • Бог знает, что ещё, способное на перевозку.
Недосонгтэо
В подобное авто предприимчивые тайцы могут погрузить не только вещи, но и Вас
Поделиться:
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: